И снова здравствуйте!
Странности на сайте, вроде бы, немного устаканились (по крайней мере, фоты открываются почти без зависания, тексты сохраняются без проблем), так что можно продолжать рассказывать про свои ольхонские приключения.
Как я уже говорила в какой-то из первых трёх частей этого репортажа, наша весёлая компания на Ольхоне жила в посёлке Хужир — самом крупном населённом пункте острова. В 2014 г. там проживало всего 1350 человек. Сейчас, думаю, немного больше, поскольку поток туристов в эти края увеличивается с каждым годом, и кто-то должен их обслуживать: ютить, кормить, возить по экскурсиям и продавать сувениры.
До «ковидного» 2020 года бОльшую часть местного туристического потока составляли китайцы. Говорят, их тут были реальные толпы. Но сейчас жителей «Поднебесной» на Байкале нет, ибо пандемические ограничения на пересечение международных границ, слава богу, до сих пор не сняты. Так что, хотя приезжего народа в Хужире было очень много (тем более, что наша поездка как раз пришлась на длинные «восьмимартовские» выходные), но всё это были свои люди — москвичи, питерцы, нижегородцы, красноярцы и конечно иркутяне (естессно! по сибирским меркам 5 часов от Иркутска до Хужира на микроавтобусе — это совсем мелочи).
Сам посёлок, если честно, не представляет собой ничего особенного (поэтому я его практически и не фотографировала): маленькие (в основном, одно-двухэтажные) деревянные дома, дороги без признаков асфальта, покрытые толстым слоем рыжеватой пыли, охотно поднимающейся тучами в воздух за каждым проезжающим автомобилем, много лохматых собак «дворянской» наружности (совсем не агрессивных). Кстати, машины здесь, главным образом, «вездеходного» типа (джипы, «буханки» и японские микроавтобусы с полным приводом и высоким клиренсом), ибо на других по Ольхону, где одни только направления, хрен проедешь.
И при всём при этом в Хужире полно гостевых домиков на любой вкус, где туристы могут расположиться с тем комфортом, на который у них хватает средств. Если захочешь, будет тебе и отдельная комната с туалетом и душем, и горячие завтрак-обед-ужин здесь же, и баня по желанию, и индивидуальные экскурсии без «лишних» пассажиров. Ну, а если решил сэкономить, — вообще без проблем, таких вариантов даже намного больше. Например, мы заказали на восьмерых три комнаты в двухэтажном доме, с туалетом на этаже. А в душ бегали в соседнюю усадьбу. Кому-то такое не подошло бы, а нам было вполне норм. Тем более, что мы могли пользоваться общей кухней на первом этаже (где присутствовала и плита, и микроволновка, и, естественно, холодильник), а также мангалом во дворе.
С кафе и магазинами в посёлке тоже никаких проблем: их много, особенно на широкой и самой центральной Байкальской улице. Здесь же есть и большой супермаркет «Хороший». Так что срочно купить что-то нужное или просто зайти перекусить можно в любой момент. Мне лично очень понравились бурятские позы в кафе «Сарма» на ул. Ленина и в кафе «Далара» на ул. Горького. А вообще мы их (этих самых поз — больших сочных «пельмешек» с бараниной или говядиной) перепробовали здесь 4 или 5 вариантов.
С рыбой всё немного сложнее. В последние годы омуль в районе Ольхона ловить нельзя (вообще! даже местным!), ибо заповедная зона. Ещё когда ехали из Иркутска в Хужир, водитель (с которым мы поневоле «зацепились языками» в долгой дороге) сразу предупредил, мол, не тратьте зря деньги, если захотите привезти домой свежего ольхонского омуля, — рыба в здешних магазинах отнюдь не местная, её туда привозят как раз из Иркутска, уже копчёную. Ну и, соответственно, в ресторанах и кафе она тоже привозная и не первой свежести. Хотя, конечно, если вы вообще никогда не пробовали байкальского омуля, то, наверное, разок заказать всё-таки стоит.
Ну ладно, что-то сильно длинное предисловие получается. Пойдёмте уже гулять! Но не по самому Хужиру, а по его живописным окрестностям, в основном прямо по льду.
По идее, от посёлка напрямки можно пройти «по замёрзшей воде аки посуху» до северного берега Байкала (тут всего-то километров 15 через Малое море). Вооон как его хорошо видно.
Выйти на лёд (как раз туда, где летом работает Хужирский порт) можно в самом начале Байкальской улицы. А слева от спуска будет вот такая интересная инсталляция из ящиков, на которую вы однозначно обратите внимание. Понятия не имею, кто её придумал и сделал, но выглядит интересно.
А справа от ворот в порт вас поприветствует вот этот «рыбодед» (или «дедорыб») на стене какой-то старой кирпичной развалюхи.
На другой стене того же здания есть ещё то ли окончательно мутировавший Голлум, то ли одичавший Ихтиандр, который держит за хвост длинную многоглазую рыбину экзотического вида.
По льду Байкала с диким рёвом, слышным аж издалека, с раннего утра и до самой темноты носятся «Хивусы» с туристами (кто не в курсе, «Хивус» — это такое судно на воздушной подушке, которому не страшен даже самый тонкий лёд, поскольку оно не тонет).
Проходим немного влево и видим большой «ледовый городок». Его устраивают на этом месте каждую зиму уже несколько лет. Фигуры самые причудливые, но большая их часть отражает явно байкальскую тематику.
В этом году доминантой был ледяной «стоунхендж» с таким же ледяным «костром» в центре. Здесь не видно, но каждый столб композиции покрыт бурятскими орнаментами и узорами, присущими разным археологическим культурам Восточной Сибири. По крайней мере я нашла что-то, напоминающее личины Окуневской культуры, памятники которой встречаются, в том числе, на юге Красноярского края и в Хакасии.
А рядом есть ещё вот такая чаша-ловушка. Дело в том, что если в неё зайти, то потом невозможно выбраться обратно самостоятельно, — очень скользко, как ни стараешься, всё равно скатываешься вниз. Даже наша самая спортивная девушка не смогла справиться с этой задачей, — пришлось вытягивать её за руки.
А вот два ледяных бурхана — духа Байкала. И лодка (?) с зайцами. (А где тогда дедушка Мазай?)
Вооон там, вдали, за ледяной чайкой, — знаменитая скала Шаманка. Туда мы, конечно, тоже сходим.
Топор я, кстати, не сразу и опознала. Сначала приняла его то ли за телескоп, то ли за подзорную трубу.
Смысл вот этой фигуры так и не смогла разгадать. Похоже на «ловец снов»… Но это же не сибирская тема, вроде бы? Такие штуки делают североамериканские индейцы? Не?
Что на Ольхоне таки делает грустный морщинистый слон?.. Непоняяятно! Он, кстати, вырублен прямо из ледяных наплёсков байкальских волн на высокий обрывистый берег.
Неподалёку — такой же белый и непрозрачный меланхоличный мамонт (которому какие-то вандалы на тот момент уже отломали длинные бивни).
За мамонтом пристально следит с ближайшей невысокой скалы такой же ледяной то ли орёл, то ли гриф. Мол, всё равно он скоро вымрет. Тогда можно будет попировать от души.
А ещё там был старый шаман с длинной седой бородищей. (Хм… Я чего-то путаю, или всё-таки у сибирских народов такая густая борода обычно не растёт?)
А вот эту даму помните? Сие есть знаменитая «палеолитическая Венера», обнаруженная в местечке Виллендорф в Австрии ещё в 1908 году. Ей, на минуточку, 29,5 тысяч лет (нет, не вот этой ледяной конкретно, конечно же, а настоящей, каменной). В Сибири иногда находят очень похожие статуэтки весьма откормленных девушек.
Через пару дней сходили к той же скале с другой стороны — сверху, от Байкальской улицы по улице Пушкина в Хужире до самого конца и немного дальше по берегу. Вечером, перед самым закатом. И опять солнышко нас не удостоило чести. Поэтому Шаманка у меня получилась пасмурная на всех фотах.
Возле 13 буддистских столбов сэргэ толпятся туристы. Каждый второй считает своим долгом привязать ленточку «на желание» и нарезает сколько-то там кругов по часовой стрелке (чтоб сбылось!) с торжественным выражением на физиономии. Блин, рука-лицо… Людиии! Вы ж, вроде, православные (по крайней мере, лица практически у всех однозначно славянские). Где вы, и где буддизм?
Оставьте это дело бурятам (вон, парочка местных тихо ржёт над вами в сторонке). Вот честно, искренне не понимаю, нахрена везде кидаться исполнять местные обряды, если вы в них ничегошеньки не понимаете? Это выглядит примерно так же, как если китайцы начинают весело креститься в православном храме, глядя, как это делают русские бабули в платочках. И смешно, и как-то неловко…
Блин, чуть не забыла. Эта мордаха жила на чердаке нашего гостевого домика. Она дикая (в смысле, ничья). Хозяева дома её подкармливают, но внутрь не пускают. Очень независимая и самостоятельная особа с этаким хрипловатым мявом. Не откликается ни на одно имя. На руки даётся только тем, кого сама выбрала. Небольшая, очень пушистая котейка с круглой физиономией и слегка раскосыми («бурятскими») глазами. Таких (то есть с похожей внешностью) в Хужире много. Видимо, особая местная порода вывелась как-то сама собой.
И напоследок немного хужирской наружной рекламы. Здесь явно очень любят использовать в маркетинге образы всяких звериков. Вот, например, лисичка приглашает заняться йогой.
А не желаете ли хороший массаж? Однако, весьма экзотическая внешность у массажиста Андрея Дикаева. А когти ему не мешают в профессиональной деятельности?
В следующей части отправимся из Хужира по льду вдоль берега Ольхона на север, до самого мыса Хобой. Как пишется перед рекламой очередной серии какого-нибудь сериала — «Coming soon». Скоро увидимся!
"Летят утки, летят утки и два гуся.
Ох, кого люблю, кого люблю — не дождуся.
Приди, милый, приди, милый, стукни в стену,
Ох, а я выйду, а я выйду, тебя встречу."
Вместе весело шагать по просторам,
По просторам, по просторам!
И конечно припевать лучше хором,
Лучше хором, лучше хором!
Чем славится индийская культура?
Ну, скажем, Шива — многорук, клыкаст…
Ещё артиста знаем — Радж Капура
И касту йогов — странную из каст.
Говорят, что раньше йог мог,
Ни черта не бравши в рот, — год,
А теперь они рекорд бьют —
Всё едят и целый год пьют!
А что же мы? И мы не хуже многих —
Мы тоже можем много выпивать!
И бродят многочисленные йоги —
Их, правда, очень трудно распознать..
"Надежда - мой компас земной,
А удача - награда за смелость.
А песни довольно одной,
Чтоб только о доме в ней пелось!"