7/6 Дней/Ночей | 1 Участники |
Эх, так и не прошёл у меня прошлогодний запал! Сидело где-то внутри ощущение незаконченности дела до самого нынешнего августа. Ну вот не все красноярские памятники и скульптуры я собрала в свою личную коллекцию, хоть ты тресни! Пришлось таки заряжать свой любимый красный Nikon и снова гонять по городу, «добивать недобитое».
И вот перед вами пятая часть моего фоторепортажа, в которую я поместила всё, до чего смогла дойти или доехать. Каюсь, так и не добралась до фан-парка «Бобровый лог» и «Волка-спортсмена»; до Солнечного и, соответственно, до скульптуры молодой семьи с новорожденным; до «Инспектора ГИБДД» на Брянской; а ещё до «Сына Отечества» у краевого военкомата — единственного в России памятника призывнику, которого провожает на службу его мама (он — внезапно! — оказался за высоким забором во внутреннем дворе). Может быть, про какие-то ещё скульптуры я просто не знаю, — у нас каждый год появляется что-то новое. Ну да ладно, — что вышло, то вышло. Поехали!
Памятников Владимиру Ильичу в Красноярске ещё осталось много («самого главного» из них вы уже видели в первой части). Правда, все они какие-то, хм… неинтересные, типовые. А вот этот, на мой взгляд, весьма нестандартный, — Ильич здесь не стоит, а сидит, и к тому же что-то записывает в блокноте. Вообще-то про этого «дедушку Ленина» я вспомнила случайно, и решила забежать на улицу Марковского по дороге к «Денежной розетке» (про которую — чуть позже). Здесь в дореволюционные годы была городская библиотека, где Владимир Ильич не раз просиживал целый день за книгами, — именно в наших краях, будучи в ссылке, он написал «Развитие капитализма в России».
Ну, а совсем недалеко, на улице Ленина, в маааленьком заднем дворике нынешнего магазина «Абалаковский», где можно прикупить снаряжение и одежду для спортивного туризма, скалолазания
Вместе со старшим братом Виталием Евгений Михайлович совершил восхождение на более, чем 50 горных вершин (в том числе в 1933 году он первым поднялся на Пик Коммунизма на Памире). Братья Абалаковы изучили и впервые нанесли на карты многие горные хребты и ледники Памира и Тянь-Шаня.
А вот и та самая «Денежная розетка». Появилась она совсем недавно (на стене здания на ул. Ленина 60, где находится наш красноярский Главпочтамт, а также «СКБ-банк», — видимо, ему-то эта розетка и принадлежит).
Ещё один совсем свежий арт-объект (как-то и скульптурой его особо не назовёшь) — огромный стакан в подстаканнике. Как несложно догадаться по надписи, находится он на красноярском железнодорожном вокзале, а точнее — на средней площадке лестницы, ведущей к надземному переходу-виадуку (сразу справа).
Вот только есть у него (на мой субъективный взгляд) один серьёзный недочёт — стакан НЕ ГРАНЁНЫЙ! Ай-я-яй! Это же классика, — во всех российских поездах стаканы только «мухинские»!
Ещё один новодел (хм… и довольно страшненький, как по мне…). Сие творение, видимо, олицетворяет собой восточную «денежную жабу», — вон и китайская пагода схематично обозначена рядом.
А находится это «чудо природы» недалеко от Центрального парка и кинотеатра «Луч», на узкой улице Урицкого, аккурат возле входа в банк «Интеркоммерц». Эх, господа банкиры, ну неужели вы скульптора «порукастее» не смогли найти?
Кстати, почему-то я в прошлый раз не все памятники красноярского Центрального парка вам представила. Про «камень Цоя», значит, не забыла, про Учительницу и скамью, посвящённую погибшему Михаилу Горшеневу, тоже, а вот два не менее известных человека вдруг остались у меня «за бортом».
Вот, например, Алексей Максимыч Горький, имя которого наш парк носил аж с 1934 г. и до недавнего времени (до 2002 г.).
А вот и «наше всё» Александр Сергеич. Когда я таки вспомнила про него (голова садовая) и решила сфотографировать, то с трудом нашла, ибо когда-то он стоял почти у главного входа в парк (или я что-то подзабыла?..), а теперь его засунули вглубь, в заросли в стороне от центральной аллеи. Правда, специально соорудили для поэта небольшую мощёную площадку с перилами и книжным шкафом для буккроссинга.
Кстати, памятнику этому уже 62 года — он был создан в 1957-м. А ещё, по некоторым сведениям, у нашего Пушкина есть 25 «близнецов» во многих городах бывшего Союза, — эта скульптура была типовой и рекомендовалась для украшения парков и скверов.
А теперь немного «свадебного арта». Пожалуй, вот таких объектов в наше время полным-полно в любом российском городе. Перед вами «Скамья влюблённых». Находится она напротив входа в главный городской ЗАГС на улице Дубровинского, в густых кустах. За кучей навешанных замочков уже и непонятно, то ли это два огромных сердца, то ли просто облачко.
Ещё одна сильно «декорированная» свадебная фигура — «Дерево влюблённых». Там в центре композиции вообще-то Амурчик с луком и стрелами, но он теперь почти полностью (вместе с луком) «одетый». Вот объясните мне, что за дикий обычай — вешать везде и всюду по пути свадебного кортежа обрывки тряпочек? В чём сакральный смысл сего действа? А находится всё это дело на смотровой площадке мостика-галереи, по которой можно спуститься от парка на набережную.
Ну, а это уже небольшой портик перед ЗАГСом Советского района (а точнее — кованый автомобиль для фотосессий молодожёнов перед ним) на улице Металлургов.
Совсем неподалёку, перед бывшим Домом книги, там же, на Металлургов, есть гораздо более интересная (и намного более высокохудожественная) скульптура — Пётр и Февронья. Думаю, никому не нужно особо объяснять, кто это такие.
Расположен этот объект очень удачно — в большом сквере и сразу за фонтаном. Нда… И его, судя по всему, сильно любят голуби…
А если пройти немного дальше, вглубь дворов за спиной Петра и Февроньи, то перед местной конторой ЖЭКа на улице Воронова можно познакомиться с бронзовой «Петровной» и её собачкой. Ага, она трудится дворником (не собачка, конечно, а тётушка).
Говорят, у этой скульптуры есть реальный прототип — Надежда Петровна Сидорова, которая и в самом деле много лет была «мастером метлы».
А теперь немного о скульптурах, которые либо вернулись после достаточно долгого отсутствия, либо слегка «переехали». Помните этих двух кошек на стене корпуса факультета начальных классов Красноярского педагогического университета? Я уже рассказывала, что под ними на специальном кольце когда-то сидел Чижик. Но поскольку Чижика постоянно кто-то крал, вместо него теперь вот такая «кастрюлька», куда можно кидать монетки на удачу. (И это довольно сложно, ведь «кастрюлька» висит на высоте примерно трёх метров).
А напротив, через улицу Мира, наконец-то снова занял своё законное место Фотограф. Где ж ты был столько лет, родной? (Вооон там, слева от светофора, стоит уже знакомый вам художник Андрей Геннадьевич Поздеев с зонтиком).
Валентин и Валентина (они же Адам и Ева) тоже на некоторое время покидали свой «пост» (их приводили в порядок — чистили и отмывали). Теперь они находятся чуть правее прежнего места, а ещё под ними больше нет фонтана, — его почему-то демонтировали. А жаль… С фонтаном эта парочка смотрелась интересней.
Зато фонтан таки вернули Европе (которая «переехала» вместе со своим быком на другую сторону правобережной Предмостной площади). Правда, при этом она лишилась прежнего довольно высокого постамента, и теперь (по мнению многих красноярцев) выглядит менее выигрышно.
А вот и ещё один персонаж там же, на Предмостной. Судя по всему, это опаливший одно крыло и теперь падающий Икар. Он здесь давно. Когда-то (ещё в советское время) в этом здании было Центральное агентство «Аэрофлота».
А если пройти чуть дальше (от Предмостной и по Матросова), то в сквере с правой стороны несложно найти памятник герою, именем которого, собственно, и названа эта улица. Он появился здесь в 2005 году.
Большинству наших соотечественников, учившихся в советской школе, прекрасно известно о подвиге 19-летнего Александра Матросова, закрывшего амбразуру вражеского дзота своим телом, чтобы дать возможность товарищам подняться в атаку.
А вот и другой памятник, посвящённый российским воинам, а точнее — бойцам спецподразделений, погибшим в локальных конфликтах. Он совсем новый, — открыт в феврале этого года.
Красавцы! Решительные, суровые, несгибаемые. От этих парней аж мурашки по коже. Вот они — настоящие мужики!
Обосновались эти ребята в сквере у церкви Николая Чудотворца, на правобережной набережной за Торговым центром.
Ещё одна симпатичная скульптура там же, на правом берегу, — «Жених и невеста» у правобережного
Торжественно принаряженный серьёзный жених с любовью смотрит на свою нежную (и явно очень юную) невесту.
Ах, да! На проспекте им. газеты «Красноярский рабочий» (главной улице правого берега Красноярска) есть ещё вот такие небольшие скульптуры: сова с совятами и большая черепаха. Вся эта звериная компания находится у большого отеля «Снежная сова» (это бывшая ведомственная гостиница «Восток»).
Ну и «на закуску» вот вам самая, пожалуй, необычная скульптура в городе. Она тоже совершенно новенькая (открыта в феврале аккурат к нашей зимней Универсиаде) и находится рядом с главным корпусом Сибирского федерального университета.
Называется это странное нечто «Трансформация». Её автор — всемирно известный скульптор Даши Намдаков, бурят по национальности (родом из Забайкалья). Говорят, в его семье издавна рождалось много талантливых мастеров: кузнецов, ювелиров, художников
Кстати, обучался своему искусству Даши Намдаков именно в Красноярске, — в Красноярском художественном институте. Поэтому наш город он любит, и довольно часто привозит сюда выставки своих новых творений — картин и скульптур.
Честно говоря, когда я впервые увидела фотографию «Трансформации» в каких-то местных новостях в интернете, то подумала что-то вроде «Боже! Это что за ужас ужасный?!» И долго не могла себя заставить доехать до СФУ и посмотреть на неё в реале. Ну вот, доехала таки. И что я могу сказать теперь: ребят, эта штука — очень крутая! «Живая» она гораздо симпатичнее, чем на картинке.
Тем более, что на большинстве фото в интернете она представлена только в одном ракурсе — со стороны «главного лица». Но на самом деле её нужно внимательно рассмотреть СО ВСЕХ сторон. И тогда «Трансформация» раскроется во всём своём великолепии: здесь и «зов» бурятских предков автора, и буддистские мотивы, и фрагменты сибирских орнаментов и древних наскальных росписей, и много других скрытых подтекстов и намёков. Браво, Даши! Теперь я твоя фанатка.
А внутри композиции есть небольшая «пещерка», куда тоже можно потихоньку забраться (там легко поместятся 2-3 взрослых человека).
А с другой можно рассмотреть несколько фрагментов орнаментов, характерных для Окуневской археологической культуры (носители которой жили на территории Хакасии во II тысячелетии до н.э.). А ещё здесь есть небольшое «сиденьице» на одного не особо упитанного человека.
Ну что ж, вот, кажется, и всё. Само собой, я буду следить за ситуацией и «ловить» все новые памятники и скульптуры, которые будут появляться в моём замечательном городе. Так постепенно и накоплю на очередную (шестую) часть.
День за днем бегут года —
Зори новых поколений.
Но никто и никогда
Не забудет имя: Ленин.
Ленин всегда живой,
Ленин всегда с тобой
В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне,
В каждом счастливом дне,
Ленин в тебе и во мне!
Что такое красота?
Это дом, где два кота.
Что такое теснота?
Это дом, где три кота.
Что такое чистота?
Это дом, где нет кота.
Что такое пустота?
Дом, где был – и нет кота.
"Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа!"
Ты сними, сними меня фотограф,
Так, что б рядом звонко пели птицы,
Словно в даль смотрю я голубую,
Чтоб никто и не подумал,
Чтоб никто и не поверил
В то, что очень одиноко мне.
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..